ВОПРОС! Всем привет! В «Программах и компонентах» висит «Vulkan Run Time Libraries – что это и можно ли эту штуку удалить? Заранее спасибо за ответ.
БЫСТРЫЙ ОТВЕТ! Vulkan RT – это API библиотека, которая используется в некоторых играх и приложениях, работающих с 3D или 2D моделями и анимацией. Позволяет грамотно работать между игрой и видеокартой, оптимизируя процессы обмена данными (между железом и ПО), что ускоряет некоторые процессы. Главные конкуренты у «Вулкана» – это всем известные DirectX от Microsoft. По сути Vulkan RT – это более продвинутая версия старого OpenGL. Стоит ли его удалять? – НЕТ, удалять его не нужно, так как он используется для работы большинства игрушек (например, Dota 2 или CS:GO).
Если вам интересно более детально узнать про эту библиотеку, тогда читаем статью ниже. Также вы можете писать свои вопросы в комментариях в самом низу.
Функция библиотеки
Vulkan Runtime Libraries – это API, которое позволяет совместно работать несколькими программам и играм для работы с двумерной и трехмерной графикой. Впервые была разработана компанией Khronos Group в далеком 2015 году.
Если говорить более понятным образом, то VulkanRT позволяет быстро и правильно взаимодействовать между вашей видеокартой и конечным приложением. Чаще всего в качестве приложения выступают игры, так как именно там в большей мере используется 2D и 3D графика.
Библиотека временного исполнения «Вулкан» хранит в себе определенные объекты и функции взаимодействия – именно их и использует видеокарта. Таким образом все популярные производители видеожелеза (AMD, Nvidia и Intel Graphic), начиная с 2015 года, поддерживают библиотеки API – Vulkan Runtime Libraries. Это нужно для улучшения работы с 3D объектами и анимацией в играх.
ПРИМЕЧАНИЕ! Подобные библиотеки есть даже на неигровых компьютерах или ноутбуках – это вполне нормально, так как это программное обеспечение используется не только для игр, но также и в других приложениях.
Поддерживаемые игрушки и сравнение с DirectX и OpenGL
Сразу скажу, что не все игры работают с Vulkan Runtime Libraries, так как подобных библиотек достаточно много. Одна из самых известных – это майкрософтовская DirectX, которая до 2015 года использовалась повсеместно, вместе с OpenGL. Вот ряд игр, которые работают с «Вулканом»:
- Warhammer 40 000
- Mad Max
- Формула 1
- Dota 2
- Wolfenstein II: The New Colossus
- Serious Sam
- Counter-Strike: Global Offensive
- Doom
- Doom3 BFG
Вы могли заметить, что очень большое количество игр, работающих с Vulkan, можно найти в Steam. Есть даже несколько консольных игр. Помимо DirectX есть также и OpenGL – обе API существуют достаточно давно и поддерживают разные игры и игровые платформы. Но если DirectX и OpenGL существовали в тесном сотрудничестве, то с выходом «Vulkan Run Time Libraries» они начали прямую конкуренцию с Microsoft.
И на данный момент времени для тех же киберспортивных дисциплинах (Dota 2, CS: GO) используется Вулкан, и он лучше предшественников. Вот ряд плюсов:
- Разработчики изначально создавали библиотеку как улучшенную версию DirectX и OpenGL, и старались сконцентрировать свое внимание на меньшее энергопотребление и оптимизацию работы с 3D моделями. Оптимизация позволяет ускорить использование некоторых функций, что уменьшает локальный отклик между видеокартой и игрой (программой).
- Кроссплатформенность – API работает не только на компьютерах, но также на смартфонах и планшетах.
- В первом пункте я указал один из плюсов – это оптимизация работы. Дополнительно к этому API позволяет работать сразу с несколькими потоками между программной частью ПО и обработкой графики в видеокарте. Таким образом можно добиться максимального результата.
Но есть и ряд небольших минусов:
- Из-за большого количества оптимизационных веток кода – усложняется задача по эволюции самой библиотеки. То есть для разработчиков, которые хотят улучшить систему, есть несколько сложностей.
- Из-за быстрого развития видео-железа в последнее время, разработчикам нужно чаще выпускать обновления.
- Есть проблема с совместимостью некоторых консольных игр. Но над этим уже работают.
В интернатах до сих пор идет тонна холи-варов, по поводу того, а какая из библиотек вообще лучше? Можете написать свое мнение в комментариях – что лучше: OpenGL, DirectX или Vulkan Run Time Libraries?
Как установить и где скачать Vulkan RT?
Если у вас новый компьютер со свежей операционной системой, установлен Steam клиент, а также на борту стоит видеокарта Intel, AMD или NVIDIA, то, скорее всего, данная библиотека уже установлена в систему и вам не нужно её инсталлировать.
- Чтобы это проверить, нужно зайти «Панель управления». Для этого жмем + R, и вводим команду:
control
- Устанавливаем режим просмотра, чтобы видеть все разделы, далее заходим в «Программы и компоненты».
- Теперь просто ищем название:
Vulkan Run Time Libraries
СОВЕТ! В Виндовс 10 можно найти библиотеку в меню «Пуск» – «Параметры» – «Приложения».
А теперь ответы на пару вопросов:
Нужно ли удалять Vulkan RT? Нет, удалять его не нужно. Если он уже установлен к вам на компьютер, то скорее всего, библиотека используется в какой-то программе или игре.
Если Vulkan RT нет на компе, нужно ли устанавливать эту API? Тут все зависит от вашего желания. Если на компе у вас его нет, значит все игры, которые у вас установлены не используют эту библиотеку. Поэтому устанавливать её вручную бессмысленно. Например, Вулкан автоматом ставится при установке таких игр как Dota или CS в Steam.
Тут также хочется отметить, что установка идет с драйвером под видеокарту конкретного производителя. На всякий случай оставлю ссылки ниже:
- AMD
- NVIDIA
- Intel
СОВЕТ! По обновлению драйверов для видеокарты – можете посмотреть инструкцию по этой ссылке.
А я его удалил и думаю а что это CS не работает?!
Спасибо за разъяснение. Если честно я и раньше про DX не слышал.
А он же как понимаю, сам обновляется или с игрой ставится.